Понятие и сущность магистрали
Магистраль - понятие, играющее важную роль в теории экономической динамики. Обычно это луч в пространстве продуктов многопродуктовых и многосекторных моделей, на котором расположены элементы траектории максимального постоянного пропорционального роста производственных выпусков (Приложение А, А-1). Оптимальная траектория многопродуктовой и многосекторной модели с продолжительным временным горизонтом при весьма скромных предпосылках выходит из исторически обусловленного начального вектора и приближаются к магистрали (часто в смысле углового расстояния), затем располагаются вдоль магистрали, мало отличаясь от траектории максимального постоянного пропорционального роста, расположенной на магистрали, и в конце временного промежутка модели оптимальная траектория, подчиняясь целевой функции, может отойти от магистрали. Таким образом, оптимальная траектория состоит из трех вышеописанных участков. Продолжительность первого и третьего участков не зависят от временного горизонта оптимизационной модели. С ростом временного горизонта модели удлиняется второй участок оптимальной траектории, который является ее основным участком и целиком определяется технологическим множеством оптимизационной модели. Характер поведения первого участка оптимальной траектории в основном регламентируется начальным вектором, а последний участок в существенном зависит от территориальной целевой функции оптимизационной модели, т.е. такой целевой функции, которая явно зависит лишь от последнего периода временного промежутка модели.
Магистраль - это особая траектория развития, которая обладает следующими важными свойствами:
с течением времени оптимальная траектория, исходящая из любого начального состояния становится близкой к магистрали;
по исходной модели можно построить некоторый специальный функционал - критерий (максимальная производительность, потенциал экономической системы), максимальное значение которого достигается лишь при условии совпадения траектории развития с магистралью. С помощью этого критерия представляется возможным оценить, насколько далеки те или иные состояния или решения от оптимальных. При решении чисто практических задач такой критерий оптимальности позволяет обосновать и рассчитать нормативы экономической эффективности использования природных ресурсов и других факторов общественного производства;
магистраль вычисляется значительно легче с точки зрения трудоемкости и размерности задачи, чем оптимальная траектория, выходящая из произвольного начального состояния.
Вместо луча исследователи были вынуждены для описания характера поведения оптимальных траекторий с продолжительным временным горизонтом использовать множества большей размерности называемые гранями равновесия, а также косые магистрали, индуцируемые переменными во времени технологическими множествами многопродуктовых и многосекторных динамических моделей [15, с. 136].
В большинстве магистральных теорем, известных в литературе, максимизируемая функция представляет собой сумму полезностей во времени, где полезность в каждый момент зависит только от текущего потребления. Неудовлетворительность таких функций при объяснении некоторых эмпирических фактов еще в довоенные годы была отмечена П. Самуэльсоном. Между тем, в фундаментальном обзоре по магистральной теории, вошедшем в "Handbook of Mathematical Economics" (1986), Л. Маккензи приводит лишь две работы П. Самуэльсона и К. Иваи, в которых были предприняты попытки ослабить требование об аддитивности в однопродуктовых стационарных моделях. В основе метода доказательства П. Самуэльсона лежит спектральный анализ, поэтому он не применим к нестационарным моделям. Метод К. Иваи опирается на идеи динамического программирования и также существенно использует стационарность модели.
Отметим, что магистральным свойством могут обладать не только оптимальные траектории производственных выпусков, но и оптимальные траектории цен, двойственных моделей. В случае сильноагрегированных моделей экономического роста в форме задач оптимального управления роль магистрали играет траектория максимального роста, соответствующая максимальной норме потребления. Здесь оптимальная траектория также состоит из трех участков, главным из которых является второй, который совпадает с магистралью, а первый и второй участки соответствуют более низким нормам потребления. Начиная с 60-х годов 20 в., в ряде стран (СССР, союзные республики, Япония) было выполнено большое число работ, посвященных расчетам магистралей и оптимальных траекторий на базе реальных и экспертных данных. [14, c. 98]
Еще статьи по экономике
Затратный подход в оценке стоимости бизнеса
Актуальность
темы исследования. Продавая предприятие необходимо объективно оценить его
возможности увеличивать свою стоимость, быть рентабельным, т.е. приносить доход
собствен ...
Металлургия цветных металлов
Общая характеристика отрасли
Металлургический комплекс - это взаимообусловленное сочетание
следующих технологических процессов:
· добыча и подготовка сырья к перер ...
Кооперирование производства
Кооперирование
производства - форма производственных связей между специализированными
предприятиями, совместно изготовляющими определенную продукцию. Кооперирование
производст ...