Сущность и значение конкурентоспособности в современных условиях развития экономики
Интегральный показатель качества продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению (Пэ) к суммарным затратам на ее создание (Зп) и эксплуатацию (Зэ), т.е.
(1.1)
Существует более широкий смысл интегрального показателя, подразумевающий относительную характеристику, которая определяется отношением комплексного показателя качества, отражающего полезность продукции, к цене потребления, складывающейся из продажной цены и затрат потребителя при эксплуатации.
Именно таким сравнением руководствуется рядовой потребитель, выбирая необходимый ему товар из набора товаров-аналогов. Именно соотношением качество/цена широко оперируют потребительские организации в нашей стране и за рубежом, определяя рейтинг товаров, исходя из их конкурентоспособности. "Качество" и "конкурентоспособность", безусловно, термины не тождественные. Термин "интегральный показатель" - это "мостик" между ними.
Поскольку сущность понятия "конкуренция" - это соперничество, то возникает необходимость в использовании относительного показателя конкурентоспособности - уровня конкуренрентоспособности. Уровень конкурентоспособности продукции - это относительная количественная характеристика способности продукции удовлетворять требованиям конкретного рынка по сравнению с продукцией конкурентов.
Как известно, предпринимательство - это организация производства, работ или услуг, обладающих ценностью и обеспечивающих прибыль субъекту такой деятельности.
К типичным процессам предпринимательской деятельности в. условиях конкурентной рыночной среды относятся:
§ изготовление нового, т.е. неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного существующего блага;
§ внедрение нового метода производства;
§ освоение нового рынка сбыта;
§ использование нового источника сырья или полуфабриката.
Рассмотренные бизнес-процессы, по существу, отражают факторы конкурентоспособности товаров (услуг). Основное условие успешной предпринимательской деятельности - это производство и предложение рынку конкурентного товара, а ее важнейшим показателем является прибыль.
Способ получения прибыли предприятием является своего рода "демаркационной" линией, разделяющей предприятия-бракоделы и предприятия с высокой репутацией.
Первые добиваются прибыли, снижая издержки в ущерб качеству (применяют неполноценные дешевые заменители, сокращают технологический цикл изготовления и т.д.), а вторые - за счет, как улучшения качества, так и снижения издержек, но не в ущерб последнему.
В рамках цивилизованного рынка прибыль всегда средство, а не цель. Существует мнение, что когда прибыль у предпринимателя становится единственной целью, то в его стратегии априори заложено воровство. Целью должна быть удовлетворенность потребителей, персонала работой в организации и т.д.
Таким образом, деятельность по оценке и формированию конкурентоспособности товара (услуги) является базой бизнес-планирования субъекта предпринимательской деятельности.
Современные исследования показывают, что конкурентоспособность белорусских товаров имеет тенденцию к снижению. Среди основных причин этого процесса на микроуровне можно выделить следующие:
§ недостаточная степень адаптации предприятий к рыночным условиям;
§ ослабление внутренней конкуренции (развитие олигополии, сохранение монополизма, правительственные субсидии);
§ пассивная стратегия предприятия, ограничивающая его инновационно-инвестиционную активность, сдерживающая внедрение как новых технологий и производств, так и принятие мер по улучшению качества продукции;
§ моральный и физический износ оборудования;
§ низкий уровень менеджмента;
§ отсутствие надлежащей мотивации к высокопроизводительному труду;
§ высокий уровень энерго - и материалоемкости производимой продукции в издержках производства.
Конкурентоспособность предприятия как понятие возникло в процессе конкуренции предприятий на товарных рынках производственных, интеллектуальных и информационных ресурсов. При этом главной целью участия товаропроизводителя в рыночной конкуренции является удовлетворение потребностей покупателя и получение максимальной прибыли, а также средств для расширенного воспроизводства, стимулирования труда и повышения благосостояния работников.
Кроме того, конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к соперникам на внутреннем и внешнем рынках.
Такое понятие отражает связь конкурентоспособности с конкуренцией, соответствующими преимуществами предприятий и означает объективную необходимость активизации его деятельности в инновационно-инвестиционной области и повышения эффективности использования производственных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов [5].
Еще статьи по экономике
Управление оборотными активами предприятия (на примере ЗАО Красноярский ДОК)
На современном этапе развития экономики, совершенствование механизма
управления оборотными средствами предприятия является одним из главных факторов
повышения экономической эфф ...
Комплексный экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности медицинской организации
Анализ
финансово-хозяйственной деятельности предприятий как наука представляет собой
систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного
развития, н ...
Кооперативные уставы, их виды и содержание
Кооператив
- это самодеятельная организация работников - собственников, организующих его
деятельность в целях получения прибыли или реализации в своих интересах
различного род ...
