Методики оценки конкурентоспособности регионов России
Для расчета интегрального показателя конкурентоспособности региона В.В. Печаткин и В.А. Перфилов предлагают использовать такую формулу:
где Qj - интегральный показатель конкурентоспособности j-го региона;П - значение i-го показателя j-го региона, характеризующего способность региона производить товары и услуги в условиях конкуренции;срП - среднероссийское значение показателей способности регионов производить товары и услуги;- значение i-го показателя j-го региона, характеризующего качество жизни населения;Фу - значение i-показателя j-го региона, характеризующего финансовую устойчивость региона;срK - среднероссийское значение показателей качества жизни населения;срФу - среднероссийское значение показателей финансовой устойчивости регионов.
j - номер региона.
Использование данной формализованной записи интегрального показателя оценки уровня конкурентоспособности региона является методически правомерной, поскольку позволяет получить достоверные сведения о вариации показателей. Осуществление оценки конкурентоспособности по данной методике видится перспективной и по причине относительной простоты математических вычислений. Далее на основе полученного интегрального показателя конкурентоспособности субъекту Российской Федерации присваивается ранг.
Схема оценки уровня конкурентоспособности региона представлена на рис. 7 (приложение 4).
В настоящей работе при оценке конкурентоспособности Волгоградской области мы воспользуемся комплексным показателем конкурентоспособности региона (предложен профессором Ярославского государственного университета В.Е. Андреевым ), который складывается из двух групп:
RC = |
{ |
Y-показатель уровня жизни |
I-инвестиционная привлекательность региона |
Соответственно каждый из них включает в себя:= PC + G + L , где PC - покупательная способность населения; G - коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини); L - уровень безработицы.= Ip + Ir + Iq + Q , где Ip - инвестиционный потенциал региона; Ir - инвестиционный риск; Iq - реальные объемы инвестиций; Q - число убыточных предприятий в регионе.
Итак, критериями оценки конкурентоспособности региона могут быть положение на рынке, темпы развития, возможность расплачиваться за полученные заемные средства, потребительские свойства по отношению к цене товара и др. Возможны также различные методы оценки конкурентоспособности, построенные на основе статистических показателей, экспертных оценок, рангов. Самыми разработанными к настоящему времени являются методы оценки конкурентоспособности, применяемые на макроуровне, т.е. при межрегиональных сопоставлениях.
Повышение конкурентоспособности регионов
Еще статьи по экономике
Инфляция сущность, причины, формы проявления, виды
Деньги
- один из основных феноменов экономической жизни выступают в качестве реальной
связи хозяйствующих субъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что
теории ...
Кредитно-денежная политика Центрального Банка
Актуальность
данной темы заключается в том, что в настоящее время деятельность ЦБ РФ
приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и
правильно ...
Статистический анализ уровня и динамики цен на непродовольственные товары Оренбургской области
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение ...