Статистический анализ цен на важнейшие виды непродовольственных товаров за 2009-2011гг.
Статистический анализ цен на отдельные группы непродовольственных товаров [приложение №2].
В начале отопительного сезона наибольший прирост цен отмечался на топливо для населения - 3,3%, в том числе на уголь - 5,7%, на дрова - 1,9%.
В группе медикаментов и перевязочных материалов значительно выросли цены на йод - на 11,6%, нитроглицерин, аспирин и анальгин отечественные, корвалол - на 2,2-4,7%, вату - на 2,0%.
Из строительных материалов более всего подорожали рубероид и краски масляные, эмали отечественные - на 3,3% и 2,0% соответственно [28].
Среди остальных наблюдаемых непродовольственных товаров на 1,6-2,9% выросли цены на учебники и учебные пособия для общеобразовательных школ, сезонную одежду и обувь для детей и взрослых, трикотажные головные уборы, колготки женские, сумки с верхом из кожзаменителя, свежесрезанные цветы, отдельные виды металлической посуды и бумажно-беловых товаров, порошок стиральный, сигареты с фильтром отечественные [29].
Наибольшее снижение цен за месяц зарегистрировано на дизельное топливо (на 2,4%), бензин автомобильный различных марок (на 0,8-2,0%), цемент тарированный (на 1,9%) [28].
Важнейшим разделом статистики цен являются исчисление и анализ индексов цен производителей, сводных показателей цен на промышленную продукцию, анализ динамики цен и тарифов на основе выборочных исследований сети базовых предприятий. В этих целях ежемесячно производится регистрация цен в один из согласованных с предприятием дней (примерно с 17-го по 27-е число каждого месяца). Регистрируются фактические цены на продукцию, которая произведена и отгружена в текущем месяце на внутренний рынок, за вычетом косвенных налогов (НДС, акцизный сбор и другие спец. налоги) [12, с.41].
В группу базовых предприятий, где производится регистрация цен, включаются предприятия различных форм собственности, различных организационно-правовых форм, различные по величине (динамика цен на мелких предприятиях может существенно различаться). Как правило, для данной группы предприятий характерен выпуск наиболее типичной отраслевой товарной продукции.
В целях обеспечения сопоставимости регистрируемых цен индексы цен, рассчитанные по отдельным товарам, представляющим отрасль, распространяются поэтапно на продукцию отрасли с учетом уровней агрегации товаров в отрасли. При этом используются такие приемы, как регистрация цены "старого" и "нового" товара одновременно по двум смежным месяцам, использование метода перехода с регистрации цен одного вида товара на регистрацию цен другого вида товара, изучение динамики цены за любой период текущего года и т.д.[19, с.47].
В качестве базисной цены для определения индексов цен в течение текущего года принимается цена за декабрь предыдущего года.
Целью статистического анализа цен являются измерение их уровня в пределах определенных товарных групп, анализ структурных различий этих уровней, изучение их динамики. Широко используются индивидуальные и сводные индексы цен, а также исчисляется индекс динамики средних цен.
Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платных услуг населению [приложение №3].
Направление совершенствования статистического анализа динамики уровня цен на важнейшие виды непродовольственных товаров
Еще статьи по экономике
Использование основных фондов на ОАО Гурьевский пищекомбинат
Формирование инновационной экономики на современном этапе развития
становится необходимым условием для перехода к прогрессивным структурно-технологическим
и организационным фор ...
Место и роль государства в регулировании рыночной экономики
Регулирование
экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах
мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная
рыночная эк ...
Механизмы и способы управления доходами предприятия
В
рыночной экономике действует такая форма организации хозяйственной
деятельности, в которой потребители и производители действуют самостоятельно,
на основании экономических м ...