Последовательность оценки уровня качества
В общем виде оценка уровня качества продукции для принятия управленческих решений состоит из нижеприведенных основных этапов.
. Установление цели оценки уровня качества (технического уровня) изделия [29, с.441].
Оценка уровня качества объектов может проводиться для достижения разных целей и задач:
― принятия решения о разработке или модернизации продукции;
― выбора варианта при разработке новой или модернизируемой продукции;
― решения вопроса о выходе на конкретный рынок;
― определения существенных для клиента показателей качества продукта [51, с.48].
. Выбор номенклатуры, показателей качества оцениваемого и базового образцов, обоснования его необходимости и достаточности. Выбор номенклатуры показателей осуществляется исходя из принципа сопоставимости объектов данного вида по основным функциональным свойствам с учетом требований соответствующих стандартов, а также с учетом информации, содержащейся в документации на поставку продукции, каталогах, проспектах, патентной и конъюнктурно-экономической документации [29, с.441].
При проведении оценки различают классификационные, ограничительные и оценочные показатели.
Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного объекта. По значениям этих показателей подбирают группу аналогов оцениваемой продукции. К классификационным относятся показатели:
― устанавливающие параметрический ряд типоразмеров продукции;
― характеризующие дополнительные свойства продукции;
― определяющие класс продукции или группу ее потребителей;
― характеризующие варианты исполнения продукции, определяющие область или условия ее применения.
К ограничительным относятся показатели безопасности и экологичности, значения которых должны удовлетворять требованиям международных и отечественных стандартов, других нормативных актов.
Оценочные показатели характеризуют свойства продукции, связанные с ее способностью удовлетворять определенные потребности. Они используются для сопоставления образцов продукции.
К оценочным могут быть отнесены:
― показатели, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности;
― показатели, определяющие материальные затраты ресурсов, при создании и применении продукции на формирование, обеспечение и реализацию ее качества.
Каждый оценочный показатель характеризуется направлением его влияния на качество продукции: если повышению качества продукции соответствует увеличение значений показателей, то их называют позитивными, если уменьшение - негативными [51, с.48-49].
. Выбор или разработка метода и приемов определения значений показателей качества.
. Выбор или определение базовых значений показателей качества и поиск исходных данных для определения фактических значений показателей качества оцениваемой продукции [29, с.441].
Как правило, в качестве базы для сравнения выбираются показатели аналогов продукции. Аналог - это продукция, имеющая функциональное сходное назначение [51, с.49].
Еще статьи по экономике
Инфляция и её социально-экономические последствия
Инфляция - переполнение каналов обращения
избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом
товарной массы.
Практически во всех странах мира уровень ин ...
Характеристика машиностроения, металлообработки, приборостроения Удмуртии
Машиностроение, металлообработка и приборостроение - исторически
сложившаяся специализация промышленности Удмуртии. По настоящее время
машиностроение, металлообработка и прибор ...
Лидеры мирового бизнеса (на примере компании BMW)
Корпорация BMW, начавшаяся с маленького авиамоторного завода, производит
свою продукцию на пяти заводах в Германии и двадцати двух дочерних предприятиях,
разбросанных по всему ...