Метод экспертной оценки уровня качества продукции
Ещё одним из распространенных коллективных методов экспертных оценок является ранжирование. Ранжирование - (или метод ранговой оценки) предполагает расположение собранных данных в определенной последовательности, обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей и, соответственно определение места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление списка учащихся в зависимости от количества допущенных ими в контрольной работе ошибок, числа пропущенных занятий и т. п.).
Из перечня параметров, содержащихся в предложенной эксперту анкете, он выбирает один, который считает самым важным и присваивает ему ранг 1. Этот параметр затем вычеркивается из перечня. Аналогичным образом из оставшегося перечня эксперт опять выбирает параметр, который он считает самым важным, и присваивает ему ранг 2 и т.д.
После первоначального ранжирования производится операция преобразования рангов. Заключается она в том, что для всего упорядоченного ряда параметров числовая последовательность рангов заменяется обратной, т.е. минимальный ранг 1 получает наименее важный, находящийся в конце ряда параметр, следующий от конца ранг 2 и т.д., а наиболее важный параметр - самый высокий ранг n. Необходимость в первоначальной ранжировке и последующем ее преобразовании объясняется тем обстоятельством, что эксперту психологически удобнее выбирать из перечня параметры, начиная именно с наиболее, а не с наименее важного.
Если два объекта имеют одинаковые ранги, то им приписывают так называемые стандартизированные ранги, которые рассчитываются как средние суммы мест объектов с одинаковыми рангами.
Достоинством метода рангов является его простота. Недостатками являются невозможность с достаточной точностью ранжировать количество объектов, количество которых превышает 15-20, а также метод не дает ответ на вопрос как далеко по значимости находятся исследуемые объекты друг от друга.
Метод предпочтения (ранжирования) свойств или факторов можно реализовать в разных вариантах:
. простое ранжирование объектов в порядке уменьшения (увеличения) уровня качества;
2. ранжирование с применением балльной оценки;
3. ранжирование с применением балльной оценки и наложением дополнительных ограничений (например: градация балльной оценки равна 0,5 или 0,2 балла; сумма весомостей равна единице);
. попарное сопоставление (ранжирование);
. полное попарное сопоставление (ранжирование) [22, с.215-217].
Таким образом, существуют различные методы оценки уровня качества продукции: дифференциальный, комплексный, смешанный, метод интегральной оценки и экспертный методы. Каждый из этих методов имеет определенную область применения, свои достоинства и недостатки.
Еще статьи по экономике
Характеристика предприятия ООО Электротех
трейдер российский программный комплекс
Одним
из наиболее важных этапов подготовки специалистов инженерных специальностей
является прохождение ими практики в сторонних организац ...
Статистический анализ уровня и динамики цен на непродовольственные товары Оренбургской области
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение ...
Имущество предприятия общественного питания
В современных экономических условиях деятельность
каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга
участников рыночных отношений, заинтересованных в ...