Анализ внешнего окружения
Наиболее благоприятная среда для развития конкуренции среди ключевых производственных рынков республики имеется в машиностроительном комплексе. Машиностроительный рынок, как никакой другой, зависим от состояния смежных отраслей промышленности - потребителей продукции машиностроения.
В настоящее время ввиду резкого сокращения объемов заказов, машиностроители вынуждены конкурировать друг с другом.
В республиканском производстве машин и оборудования задействовано 1043 предприятия (14,4% от общего количества предприятий обрабатывающих производств). Наиболее крупными предприятиями в данном виде деятельности являются ОАО "АК "ОЗНА" (18,6%), ОАО "Благовещенский арматурный завод" (6,7%), ОАО "Салаватнефтемаш" (6,1%), ОАО "Нефтекамский машиностроительный завод" (4,5%) и ОАО "Красный пролетарий" (3,5%).
Более 60% отгрузки в производстве транспортных средств и оборудования обеспечивает ведущее машиностроительное предприятие республики - ОАО "УМПО". Еще 30,0% формируют ОАО "Нефтекамский автозавод" (14,0%), ЗАО "Вагоноремонтный завод" (7,4%) и ФГУП УАП "Гидравлика" (6,4%). Всего в производстве транспортных средств и оборудования зарегистрировано 111 предприятий.
К факторам, которые могут негативно повлиять на сбыт ОАО "НефАЗ"ом его продукции относятся: рост реализации импортной продукции на российском рынке, рост "завоза" подержанной импортной техники. К возможным действиям ОАО "НефАЗ" по уменьшению такого влияния относится повышение качества продукции при удержании оптимальной для покупателя цены товара, "агрессивный маркетинг", широкая дилерская сеть, гарантийное и послегарантийное обслуживание своей продукции, обеспечение покупателей недорогими запасными частями.
К основным факторам и условиям, влияющим на деятельность ОАО "НефАЗ" можно отнести:
моральное устаревание производимой автотехники и необходимость постоянного улучшения, расширения модельного ряда для поддержания их конкурентоспособности, как с российскими аналогами, так и зарубежными;
снижение ценового преимущества российских производителей за счет возможного увеличения цен на материалы и металлоемкие комплектующие, а также продукцию естественных монополий (электроэнергию, газ, транспортные тарифы);
усиление конкуренции со стороны иностранных производителей;
увеличение завоза на территорию РФ подержанной импортной автотехники.
По социальным компонентам макроокружения можно отметить, что предприятие дефицита в специалистах и рабочих не испытывает. На территории Нефтекамска находятся несколько профтехучилищ и два специализированных техникума, один из которых машиностроительный. Также имеется ряд ВУЗов. Работники предприятия регулярно участвуют в общероссийских конкурсах профмастерства и занимают призовые места. Многие из работников ОАО "НефАЗ" удостоены почетных грамот и благодарностей от различных профильных Министерств РФ. Также нужно отметить, что на предприятии работает собственный учебный центр. Ведется целенаправленная подготовка и переподготовка рабочих по востребованным на заводе специальностям. В учебный центр ОАО "НефАЗ" нередко обращаются другие предприятия.
Надо отметить, что повышение качества выпускаемой техники - одна из приоритетных задач ОАО "НефАЗ". Именно на повышение конкурентоспособности продукции направлена программа глобальной модернизации производства. За последние годы на эти цели направлено порядка двух миллиардов рублей. Реализация инвестиционных проектов не прекращалась даже в тяжелые кризисные годы. Только в прошлом году сумма инвестиций составила 150 млн. рублей.
Сегодня на заводе внедрены прогрессивные технологии на всех этапах производства - заготовительном, сварочном, окрасочном, механическом. Результат - значительные доли на российском рынке сразу в нескольких сегментах: по емкостно-наливной технике - более 40 процентов, по пассажирским автобусам - более 20 процентов, по грузовой прицепной технике - 9 процентов, по вахтовых автобусам - более 50 процентов.
Доля ОАО "НефАЗ" среди основных конкурентов составляет:
на рынке пассажирских автобусов большого и особо большого класса среди производителей:
НефАЗ - 20,1 %;
"Русские автобусы" - 34,7 %;
ВАП "Волжанин" - 7 %;
ООО "Скания-Питер" - 0,2 %;
ЗАО "Мичуринский автобус" - 1,0 %;
Еще статьи по экономике
Управление формированием и использованием активов предприятия
актив ликвидность движение оборотный
Определение и детальное рассмотрение категории активы
в экономической науке является одной из ключевых проблем. Острота ее изучения
подчерки ...
Макроэкономические аспекты эволюционной экономики
Эволюционная экономика - новое направление в экономической науке,
идейно родственное эволюционной биологии и вместе с тем противостоящее
традиционной экономической теории, опи ...
Использование механизма государственно-частного партнерства
В настоящее время в рамках неустойчивой экономической ситуации в России и
мире усиливается тенденция к активизации отношений государства и частного
бизнеса в направлении решени ...