Хозяйственные связи: сущность, содержание и классификация
Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, полного хозрасчета и самофинансирования способствовали появлению нового типа организации коммерческих отношений между поставщиками и покупателями товаров, открыли широкий простор коммерческой инициативе, самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Без этих качеств в современных условиях нельзя успешно осуществлять коммерческую работу.
В возможное множество хозяйственных связей следует включить и нулевой вариант, когда потенциальный поставщик не реализует свой товар не из-за отсутствия покупателя, а сознательно, исходя из собственной конкурентной стратегии.
Каждая из возможных хозяйственных связей может быть осуществлена как без участия посредников, так и с их участием. Наличие потребности в посреднических услугах обусловливает возможность подключения организаций, специализирующихся на их оказании, практически на каждом из известных восьми этапов, что определяет, в свою очередь, многообразие вариантов хозяйственных связей, осуществляемых при участии посредников. Классификация опосредованных связей производится с учетом этапа, на котором впервые появляется посредник, и общего числа этапов, выполняемых с его участием [6, с. 207].
Классификация хозяйственных связей.
) По объекту установления связей: предплановые; реальные;
) По структуре хозяйственные связи бывают: простые; сложные; прямые; косвенные;
) По продолжительности: разовые; краткосрочные; длительные;
) По ведомственной продолжительности: межсистемные; внутрисистемные;
) В зависимости от района действия связей: республиканские; межгосударственные; местные; региональные; межрегиональные.
Представим элементы системы коммерческой деятельности по организации с хозяйственных связей торговли с поставщиками товаров в виде рисунка:
Элементы системы коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей торговли с поставщиками товаров
Примечание. Источник: [12, с. 175].
На первоначальном этапе «Изучение и прогнозирование спроса на товары» коммерческая служба, используя экономические, аналитические и другие методы занимается прогнозированием спроса на товары. Полученную информацию используют для планирования объема и ассортимента товарного предложения, что является следующим необходимым этапом в системе коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей.
Полученная информация, о прогнозировании на товары и планировании объема и ассортимента товарного предложения, необходима коммерческой службе для поиска и выбора партнера. Далее необходимо экономически обосновать потребность в товарах для выделения денежных ресурсов на закупку требуемых товаров. Далее проводится договорная работа по заключению различных видов договоров (купли-продажи, поставки, консигнации) и контроль за их выполнением. После заключения договора и поступления партии товара проводится работа по скорейшей продаже полученных товаров, для этого применяются такие стимулы как, организация дополнительных услуг, реклама товаров и услуг. На заключительном этапе после продажи полученных товаров коммерческая служба совместно с предприятиями изготовителями разрабатывает новые виды продукции тары в соответствии с требованиями рынка [16, с. 181].
Хозяйственные связи поставщиков и покупателей должны строится на основе равноправных деловых партнерских отношений, хозяйственной самостоятельности торговых предприятий, строгой материальной и финансовой ответственности за выполнение принятых обязательств. Все это повысило роль договора, который сейчас является единственным правовым и экономическим документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке товаров.
Организация договорной работы на уровне современных требований составляет одну из важнейших функций коммерческой службы. Коммерческие работники обязаны обеспечивать своевременное и качественное заключение различных договоров с поставщиками товаров, организовывать контроль и следить за выполнением договорных обязательств, как самого предприятия, так и субъектов хозяйствования перед предприятием, кроме того, устанавливать оптимальные финансовые взаимоотношения между предприятиями.
Под договорной работой на предприятии понимаются мероприятия, обычно проводимые в два цикла:
) заключение договоров (подготовка, оформление, согласование условий с контрагентами);
) организация исполнения договоров (оперативные мероприятия, учет, контроль, оценка хода и результатов) [13, с. 212].
Эта работа есть разновидность правовой деятельности, поскольку в ее основе лежат юридические нормы (централизованные и корпоративные), а результат ее первого цикла - договор - сам становится юридически обязательным документом. Если предприятие выступает в качестве поставщика (продавца, исполнителя), то за оформление и выполнение договора отвечает, как правило, плановый отдел или отдел сбыта, либо специально образуемый договорный отдел. Если предприятие является покупателем (заказчиком), то работа в зависимости от предмета договора ведется в службах, ответственных за материально-техническое снабжение, организацию капитального строительства, ремонта оборудования и т.п. Круг вопросов, решаемых в процессе заключения и исполнения договоров, специфичен для каждого предприятия, но сам этот процесс единообразен в том смысле, что ему присущи следующие типичные стадии [11, с. 277].
Еще статьи по экономике
Инновационная деятельность предприятия
В
современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов,
определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.
Сегодня
конкуре ...
Источники формирования основных и оборотных средств на предприятии ЗАО Василиса
Материально-технической
основой производства на любом предприятии являются производственные фонды,
представляющие собой функционирующие в процессе деятельности предприятия
сре ...
Статистика основных производственных фондов
Настоящее методико-учебное пособие содержит задачи курса "Статистика. Часть 2" с целью сориентировать студентов на подготовку по темам: "Статистика основных производственных ф ...