Конкурентоспособность регионов в процессе социально-экономического развития
Вопрос о понятии конкурентоспособности региона сложный, поскольку "само понятие регион в России неоднозначное: с одной стороны, регион - это субъект федерации, но с другой, регион - это понятие географическое". По мнению Л.С. Шеховцевой, в экономическом смысле можно говорить только о развитии регионов как территорий. Но, считает она, диалог местных властей с федеральным центром по вопросу регионального развития затруднен из-за отсутствия у Минэкономразвития России "географически осмысленного представления страны, с восприятием регионов только как строчки таблицы".
Однако прежде всего исследуем понятие конкурентоспособности в целом.
Конкурентоспособность как экономическое явление - это сложный, многоуровневый и противоречивый процесс, содержащий как объективные, так и субъективные признаки общественных отношений. На всех последовательно сменяемых исторических этапах конкурентоспособность экономических систем, претерпевая процесс эволюции, объективно обусловливает развитие производительных сил и производственных отношений, НТП, рост производительности труда, персонифицированное накопление финансового капитала, расширение материальной и рыночной инфраструктуры.
Термин "конкурентоспособность" - многоаспектное понятие и может быть исследовано на различных иерархических уровнях в зависимости от объекта исследования. Иерархия уровней конкурентоспособности представлена на рис. 1 (приложение 1).
Современные экономисты вводят в понятие конкурентоспособности формирование и удержание устойчивых конкурентных преимуществ. А.А. Анучин и О.Н. Беленов пишут, что конкурентоспособность - это "обладание свойствами, создающими преимущества для хозяйствующего субъекта одержать победу в экономическом соревновании. Эти свойства могут относиться к различным по своей природе объектам: видам продукции, предприятиям, организациям, осуществляющим коммерческую деятельность (микроуровень), их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения (мезоуровень), наконец, к отдельным странам (макроуровень)". Достоинство данного определения видится в том, что в нем подчеркивается конкурентный (состязательный) характер конкурентоспособности как экономического явления, активные действия хозяйствующих субъектов. Назван объектно-субъектный состав данной категории, носящий, как видим, сложный, многоуровневый характер. В соответствии с приведенным определением возможность успешно конкурировать на рынке определяется наличием или отсутствием у субъекта конкурентных преимуществ по сравнению с другими субъектами. Иначе говоря, конкурентное преимущество составляет основу конкурентоспособности на любом уровне, включая региональный.
Однако определение понятия конкурентоспособности в приведенном варианте, как представляется, не лишено недостатков. Прежде всего, авторы рассматривают данную категорию вне пространства. Между тем конкурентоспособность проявляется на вполне определенном конкурентном поле - это может быть рынок товаров, услуг, финансовый рынок, иностранные инвестиции и т.д. Кроме того, не указана цель, ради которой конкурентоспособность создается и существует. Она может быть самой различной: обеспечение устойчивого, надежного положения промышленно-финансовых групп, отраслей и других субъектов хозяйствования на конкурентном поле; укрепление экспортной позиции на мировом рынке товаров; улучшение жизненного уровня населения и т.д
Развернутое определение конкурентоспособности экономической системы дано С.Г. Землянухиной. Основываясь на системном анализе множества известных теоретических и институциональных характеристик конкурентоспособности по их элементам (объектам, субъектам, свойствам, сферам, условиям и др.) и последующей композиции интегральных элементов, автор синтезировал селективное (обобщенное) понятие конкурентоспособности субъектов или видов экономик. Конкурентоспособность экономических систем, по мнению С.Г. Землянухиной, - "это отношения по поводу товарного производства и рыночного сравнения полезностей, затрат и прибыльностей их (экономических систем) товаров и услуг среди аналогов, субститутов (заменителей) и суррогатов, реализованных на конкретном рынке в условиях свободной конкуренции и отсутствия протекционизма".
Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что конкурентоспособность - это способность экономического субъекта и (или) товара сохранять и улучшать позиции в среде других экономических субъектов и (или) товаров.
Перейдем к рассмотрению категории "конкурентоспособность региона". Речь идет именно о конкурентоспособности, а не об участии региона в реальной конкуренции. Эта проблема вторична, поскольку определяется конкурентоспособностью региона.
Еще статьи по экономике
Издержки производства и прибыль
Проблемы издержек производства были и остаются предметом
исследования ученых-экономистов самых разных направлений мировой экономической
мысли.
Наиболее полно теория издержек ...
Модель экономической динамики капиталистического хозяйства (по Кондратьеву Н.Д.)
Николай Дмитриевич Кондратьев - один из
выдающихся представителей российской школы экономической мысли конца XIX и
начала XX вв. С его именем связаны капитальные исследования в ...
Мероприятия по совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия
В
современных условиях, в процессе возрастания конкурентной борьбы между
предприятиями, все более актуализуется проблема управления товарооборотом
торгового предприятия, и ее ...