Система показателей цен на непродовольственные товары
Цены - сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам.
Система показателей цен на непродовольственные товары. [приложение №1].
Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих уровень цен, а также их динамику во всех секторах экономики, которая позволит в достаточной степени осуществить комплексный анализ ценовых процессов не только в целом по экономике, но и внутри конкретного сектора экономики. Цены в статистике классифицируются и формируются по различным направлениям. Цена производителя (или оптовые) - это цены, по которым предприятия производственной сферы реализуют свою продукцию. По своему составу она включает в себя издержки производства и прибыль и не включает налог на добавленную стоимость и акцизы. Уровень ее, как правило, зависит от затрат на производство, объема реализации, конъюнктуры рынка и т.п. Цена приобретения (цена покупателя) - это цена конечного использования товаров и услуг, в которую включены полностью: цена производителя, транспортно-сбытовые расходы, налоги и акцизы. Цены приобретения складываются в результате согласования интересов продавца и покупателя, под воздействием спроса - предложения и других факторов рыночной экономики. Потребительские цены - это розничные цены по которым товары и услуги за наличный расчет продаются населению. [15, с.67].
В настоящее время органы статистики осуществляют разработку следующих показателей статистики цен:
в потребительском секторе:
средние потребительские цены и индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению. В этой области наблюдается 500 наименований товаров и платных услуг. Осуществляется расчет регионального, индивидуальных и групповых индексов потребительских цен, характеризующих инфляционные процессы в потребительском секторе.
рассчитываются:
средние цены по перечню из традиционных для населения потребительских товаров и услуг. Он используется статистикой цен для оперативного еженедельного отслеживания изменения цен на основные для населения товары и услуги, а также для межрегионального сопоставления;
стоимость минимального набора продуктов питания, служащий для ежемесячного отслеживания изменений цен на наиболее важные и социально-значимые продукты питания, а также для межрегиональных изменений, включает 37 наименований продовольственных товаров, исчисляется по минимальным объемам потребления, определенным для мужчины трудоспособного возраста установленные в целом по Российской Федерации;
стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг* исчисляется на основе единых объемов потребления. В набор включены 83 наименования товаров и услуг. Показатель позволяет охарактеризовать в определенной мере уровень материального благосостояния населения и служит для межрегиональных сопоставлений.
величина прожиточного минимума на душу населения и минимальный потребительский бюджет на члена типовой семьи в целом по республике и по основным социально-демографическим группам. Используется как в рамках законодательных актов, регламентирующих их назначение, так и в текущем анализе уровня жизни населения;
кроме того, по потребительскому сектору осуществляется разработка уровней цен, складывающихся на первичном и вторичном рынках жилья;
в производственном секторе разрабатываются индексы и уровни цен:
производителей промышленной продукции. В наблюдение входят, порядка четырёхсот наименований промышленной продукции, выпускаемых предприятиями нашей республики. Рассчитываются индексы цен как в целом по промышленности, так и по видам деятельности, по видам и группам продукции;
Еще статьи по экономике
Стратегия развития Республики Дагестан
Актуальность темы исследования.
Современные российские экономические преобразования проходят сложные
трансформационные изменения, целью которых является построение
конкурен ...
Иностранные инвестиции
Актуальность исследуемого вопроса, следует из того, что современная мировая экономика не может успешно развиваться без иностранных инвестиций. Многие страны мира активно инвестируют свои сре ...
Инфляция в России причины, последствия и перспективы снижения
Инфляция
является одной из серьезных проблем экономики различных стран, в том числе и
России. Проблема инфляции проявляется в повышении общего уровня цен на товары и
услуги.
...
