Финансово-кредитный механизм регулирования
Через государственный бюджет РФ перераспределяется до 40 % ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.
Налоговая система России включает налоги трех уровней: федеральные, республиканские и местные, причем каждая из этих групп формирует доходы государственного бюджета соответствующего уровня.
Важно отметить, что с самого начала экономических преобразований в России правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и местных налогов и взносов в различные фонды доходили до 85-90%), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией явилось широкое развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации было не в состоянии собрать в доходную часть бюджета до половины предусмотренных налоговых поступлений.
Особенность российской налоговой системы - сохранение преобладания в ней выраженной фискальной направленности. Это проявляется, в частности, в достаточно высоких ставках по некоторым налогам: ставка налога на добавленную стоимость составляет 18%, до недавнего времени было - 20%; налога на прибыль - 20% а было 24% и еще ранее аж 30%. Проявлением фискальной направленности существующей налоговой системы является также высокий уровень штрафных санкций, что ведет к укрывательству налогов многими налогоплательщиками.
Регулирующая функция налогов ограничивается в основном стимулированием инвестиций.
Достаточно остра проблема собираемости налогов. Сегодня в российской экономической практике введен специальный показатель - собираемость налогов, которого нет ни в одной цивилизованной стране. В настоящее время он не превышает 70%. А это означает, что налогоплательщики вносят в государственную казну почти на треть меньше налогов, чем они сами обязались внести. Слабый контроль за сбором налогов создает возможность для уклонения от их уплаты, что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует перелив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминального предпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения уводится до 40% всех поступлений фирм. Не дают должного эффекта и действующие налоговые стимулы
Таким образом, денежно-кредитная и бюджетная политика - одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Основа государственного регулирования экономики России - это финансово-кредитный механизм. Процесс исполнения бюджета, выполнение им экономических функций и в целом реализация бюджетной политики обеспечивает регулирование национальной экономики. Основным источником дохода бюджетов всех уровней являются налоги, поэтому налоговая система РФ должна стать стабильной, рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов.
Еще статьи по экономике
Классические социально-экономические истоки теории организации
Современный
мир нередко рассматривается как мир организаций, которые представляют собой
совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели,
решения той ил ...
Характеристика машиностроения, металлообработки, приборостроения Удмуртии
Машиностроение, металлообработка и приборостроение - исторически
сложившаяся специализация промышленности Удмуртии. По настоящее время
машиностроение, металлообработка и прибор ...
Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО ОПТ-Сервис КМВ
Переход к рыночной экономике требует от
предприятия торговли повышения эффективности деятельности,
конкурентоспособности реализуемых товаров и услуг на основе внедрения
достиж ...