Спрос, предложение и цена
Рынок и цена - категории, обусловленные товарным производством. Это объясняется тем, что при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Именно рынок выступает основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
В рыночных условиях определяющую роль играет закон стоимости, который реализуется через позицию сбалансированности! спроса и предложения. Эта позиция (точка равновесия) служит одним из регуляторов общественного производства. Она способствует переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. В связи с этим возникает функция цены как критерия рационального размещения производства.
Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность (с точки зрения покупателя) определяются на рынке и окончательно формируются на данный момент времени. Основой такого формирования является соотношение величин спроса и предложений.
Рыночный механизм ценообразования создает условия конкуренции и ликвидации монополизма в сфере производства и в сфере торговли. Тем самым способствует оптимизации структур этих сфер и успешному сбыту.
Таким образом, эффективность процесса ценообразования состоит, прежде всего, в том, насколько полно удовлетворяется спрос.
Следовательно, процесс ценообразования, так или иначе, определяется соотношением спроса и предложения.
Спрос, предложение и цена
Под спросом подразумевается желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом; только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателя. Другими словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.
Величина спроса на товар определяется влиянием следующих факторов
Дх=ѓ(Tx, Y, Px, Py,W, F), (1)
где Дx - спрос на товар;
Тx - потребность покупателя в данном товаре;- доход потребителя; Рх - цена на этот товар;
Ру - цена товара-заменителя;- покупательная способность;- мнение потребителя о перспективе его экономического благосостояния.
Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при каждой данной цене. Он говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем при высокой. Эту взаимосвязь можно представить в виде шкалы спроса, т. е. таблицы, показывающей какое количество товара будет куплено по различным ценам.
Используя данные таблицы, можно построить график, где, соединив все нанесенные точки, получим кривую спроса (рис. 1.)
Р - цена товара в денежном выражении;- спрос, т. е. количество проданного товара
Рис. 1. Кривая спроса.
Кривая спроса показывает, что между ценой и количеством товара устанавливается обратно пропорциональная зависимость, т.е. проявляется постепенное убывание спроса: чем выше цена, тем меньше товаров по данной цене будет куплено.
Это объясняется следующими обстоятельствами:
· по низкой цене купить товар может большее число потребителей;
· низкие цены заставят покупателей предпочесть этот товар другому;
· если же цены на товар будут высокими, определенное число покупателей откажется от покупки.
При определенных условиях спрос на товары может меняться, в то время как цена остается постоянной. Подобная ситуация наступает в следующих случаях:
· когда существуют товары-заменители;
· изменение в доходах покупателей сразу скажется на спросе на товары и услуги;
· существую г дополняющие товары;
· изменились вкусы покупателей.
Если происходит одно из этих событий, то величина спроса увеличивается или уменьшается, хотя цена остается постоянной. Под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса: влево - при уменьшении спроса, вправо - при увеличении спроса.
Еще статьи по экономике
Теоретические основы анализа и оценки качества и конкурентоспособности продукции ОАО Продтовары
Экономический анализ хозяйственной деятельности
является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их
обоснования необходимо выявлять и прогнозировать сущест ...
Исследование хозяйства ЗАО Куликовское на основе экономико-статистического анализа себестоимости
В данной курсовой работе изучено хозяйство ЗАО "Куликовское" Калачиснкого района. Изучение данного хозяйства происходит на основе анализа себестоимости зерна.
Зерновые являютс ...
Классические социально-экономические истоки теории организации
Современный
мир нередко рассматривается как мир организаций, которые представляют собой
совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели,
решения той ил ...