Уровень и качество жизни
Таким образом, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научно обоснованные нормативы потребностей людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени их удовлетворения. С другой стороны, потребности людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и интересов; удовлетворенность качеством жизни самих людей.
Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает два типа оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения) [6, с. 249].
Разноплановость понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Последние могут характеризовать отдельный элемент качества жизни или всю совокупность. Соответствующие показатели включают:
. Здоровье
- возможность вести здоровый образ жизни на всех ступенях жизненного цикла;
влияние нарушения здоровья на отдельных лиц.
. Индивидуальное развитие путём обучения
усвоение детьми основных знаний и навыков, а так же ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества;
возможность продолжения самообразования и умение использовать эти умения;
использование и развитие индивидуумами своих знаний, навыков и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом;
- сохранение и развитие культурного развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп.
. Занятость и качество трудовой жизни
- наличие выгодной работы для тех, кто стремится её получить;
характер трудовой деятельности;
удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью.
4. Время и досуг
возможность выбора своего времяпрепровождения.
. Возможность приобретения товаров и пользования услугами
- личная возможность приобретения товаров и пользования услугами;
количество людей, испытывающих материальные лишения;
степень равенства в распределении товаров и услуг;
- качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах;
- защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей.
6. Личная безопасность и правовые органы
- насилие, преследование, и беспокойства, причиненные индивидууму;
справедливость и гуманность правовых органов;
степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам.
7. Социальные возможности и социальная активность [2, с. 583].
Проблема уровня и качества жизни является приоритетной для решения социально - экономических проблем любого уровня.
Еще статьи по экономике
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования экономики
макроэкономический совокупный спрос мультипликатор
Макроэконо́мика (от греч.
μακρός - длинный, большой, οκος
- дом и ν ...
Управление формированием и использованием активов предприятия
актив ликвидность движение оборотный
Определение и детальное рассмотрение категории активы
в экономической науке является одной из ключевых проблем. Острота ее изучения
подчерки ...
Характеристика предприятия ООО Электротех
трейдер российский программный комплекс
Одним
из наиболее важных этапов подготовки специалистов инженерных специальностей
является прохождение ими практики в сторонних организац ...