Необходимость и роль государственного регулирования экономики
Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление («институциональная ригидность») проявляется в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т. д.). Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.
Итак, у рыночной системы довольно много недостатков, которые острее и негативнее проявляются с развитием экономики количественно и качественно.
Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она:
. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства;
. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств океана;
. игнорирует иногда потенциально отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений;
. не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, образование, общественный транспорт и т. д.);
. не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство;
. не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;
. ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;
. подвержена нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами.
За решение всех этих вопросов берется государство.
В то же время рыночная система промышленно развитых государств характеризуется насыщенностью товарами массового производства и строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Ей присуще, с одной стороны, гибкое и адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. С другой стороны, она не “справляется” иногда с жизненно важными проблемами, возникающими перед обществом. Кроме того, неспособность рынка решать нижеперечисленные проблемы совершенно объективно обусловливает исключительную необходимость вмешательства государства в рыночную систему.
. Научно-технический прогресс резко увеличил масштабы производства, накоплений и укрепил международные экономические связи. НТП столь много-гранен и требует таких капитальных вложений, с которыми “справиться” не могут отдельные, даже самые крупные предприятия. Контроль политический, финансовый, экономический и социальный над НТП имеет стратегическое для страны значение. Кроме того, существует целый ряд производств, которые частному бизнесу просто доверить нельзя (атомное производство, биологические исследования и т. д.).
. Концентрация производства в условиях НТП привела к образованию монополий, гигантских предприятий, которые по своему существу отрицают конкурентную экономику, хотя и являются ее собственным порождением. Они лишают экономику ее гибкости, адаптивности и расхищают, растрачивают общественное богатство. Государство вынуждено заниматься антимонопольным регулированием и антитрестовским законодательством.
. Циклическое развитие рыночной экономики приводит к периодическим взрывам социальной и экономической напряженности. Только государство может через свои механизмы - политические, экономические, законодательные - стабилизировать равновесие или способствовать восстановлению равновесия.
. Государство только тогда может эффективно вести политику - внутреннюю и внешнюю, когда способно заставить к себе прислушаться, если оно само располагает не зависящей ни от кого экономической мощью, а точнее - собственностью. На этой основе государство организует свое производство, которое в целом крупнее, устойчивее, мощнее и гибче, чем любое другое производство. Государство само становится субъектом экономики. Следовательно у него развиваются отношения с фирмами других форм собственности не только по линии госбюджета, но и на уровне субъектов экономической деятельности.
. В условиях современного НТП не только выросли масштабы производства, но и возникли его внешние эффекты - негативные по своему характеру: загрязнение окружающей среды, опасность отдаленных последствий для здоровья людей в различных производствах (атомном, подземном, горячем и т. д.). В целом возникает опасность экологической катастрофы, так как предприниматели неохотно финансируют экологически чистые производства, не добавляющие к их прибыли ничего, кроме расходов. Государство, и только оно, может стать на защиту экологического здоровья страны.
Еще статьи по экономике
Инфляция и её социально-экономические последствия
Инфляция - переполнение каналов обращения
избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом
товарной массы.
Практически во всех странах мира уровень ин ...
Теоретические основы исследования планирования как функции управления
Актуальность
темы исследования. Планирование роль является важнейшими элементами управления
современной организацией. Планирование - это определение системы целей
функциониров ...
Изучение коммерческой деятельности торгового предприятия ОАО Продсервис
Розничная
торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю через
магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли.
Специфика
...