Стратегический подход к управлению активами предприятия
Данные Росстата позволяют провести эмпирическое исследование состояния и тенденций изменения в ресурсообеспечении и эффективности использования активов в отраслевом разрезе. В динамическом плане развитие активов в России выглядит в последние годы весьма привлекательно: наблюдается 50%-й прирост активов за три года. Это говорит о наличии установки на наращивание активов в экономике в целом и сервисных видах деятельности в частности. Высокая положительная динамика активов позволила сделать вывод, что тенденция наращивания стоимости активов очевидна, и она свидетельствует не о простом, а о расширенном их воспроизводстве. Динамика активов характеризует понимание менеджерами отечественных компаний их значимости для развития потенциала бизнеса, несмотря на то, что концепция стоимостного управления не получила в российском менеджменте широкого распространения.
В современных реалиях не может быть единой или универсальной стратегии управления активами для всех экономических агентов. Поскольку любая компания уникальна, разработка и реализация ее стратегии также представляет собой уникальный и отличающийся от других процесс. Бизнес-стратегия в целом и стратегия управления активами в частности зависит от различных факторов внешней и внутренней среды, оказывающих на компанию конструктивное или деструктивное влияние. Она зависит от позиции компании на рынке, особенностей и этапов ее развития, поведения конкурентов, типа и состояния хозяйственной среды, сегмента рынка. Управление активами неизбежно дифференцируется в зависимости от целеполагания компании, ее ресурсного потенциала, приемлемых для менеджмента способов достижения целей. Это обусловливает появление множества стратегий управления активами, которые необходимо обобщить и систематизировать.
Прежде всего, стратегии управления активами различаются по функциональному назначению.
· Стратегия реструктуризации активов означает изменение структуры основного и оборотного капитала для приведения его в соответствие с меняющимися условиями рынка или выработанной стратегией развития компании. На практике стратегия реализуется через перестройку, преобразование и совершенствование состава активов и функций управления ими. В ряде случаев стратегия реструктуризации активов применяется в качестве меры post-offer-защиты от недружественного поглощения и реализуется в этом случае через избавление от привлекательных активов или через приобретение активов, которые создадут антимонопольные проблемы потенциальному захватчику.
· Стратегия наращивания стоимости активов реализуется в рамках концепций стоимостного управления и означает количественное увеличение контролируемых активов путем органического роста (через внутреннее инвестирование), а также посредством внешних трансакций, именуемых в международной практике M&A (Mergers & Acquisitions - слияние и поглощение). Слияние и поглощение - общее название сделок, которые объединяет передача корпоративного контроля во всех формах, включая покупку и обмен активами, их приобретение, присоединение, поглощение.
· Стратегия капитализации активов реализуется в рамках концепции капитализации и ориентируется на абсолютное и относительное увеличение в структуре имущественного комплекса долгосрочного капитала - активов долгосрочного характера, покрытых долгосрочными источниками финансирования. Долгосрочные активы, или внеоборотные активы, представляют собой наиболее привлекательное обеспечение в любых финансовых трансакциях и наиболее значимую составляющую реального имущества компании. При прочих равных условиях их наращивание позволяет укрепить финансовую устойчивость, повысить кредитоспособность и инвестиционную привлекательность хозяйствующего субъекта. Стратегия капитализации активов может реализовываться как в публичных, так и в непубличных компаниях.
· Стратегия консолидации активов означает объединение активов вертикально-интегрированной структуры, например, с целью выхода на IPO (Initial Public Offering) - первичное размещение акций на продажу широкому кругу лиц. Цель данной стратегии и IPO - получение справедливой рыночной оценки компании, привлечение дополнительных денежных средств для развития бизнеса, возможность получения более дешевых кредитных средств, отсутствие обязательств по привлеченным деньгам и возможностей давления кредиторов на компанию, повышение имиджа и известности компании в связи с публичностью.
Еще статьи по экономике
Теоретические основы анализа и оценки качества и конкурентоспособности продукции ОАО Продтовары
Экономический анализ хозяйственной деятельности
является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их
обоснования необходимо выявлять и прогнозировать сущест ...
Источники формирования основных и оборотных средств на предприятии ЗАО Василиса
Материально-технической
основой производства на любом предприятии являются производственные фонды,
представляющие собой функционирующие в процессе деятельности предприятия
сре ...
Управление оборотными активами предприятия (на примере ЗАО Красноярский ДОК)
На современном этапе развития экономики, совершенствование механизма
управления оборотными средствами предприятия является одним из главных факторов
повышения экономической эфф ...