Стратегический подход к управлению активами предприятия
Использование зарубежных подходов и моделей управления активами в условиях России неприемлемо в силу специфики отечественной хозяйственной среды, различий в подходах к формированию финансовой отчетности, а также расхождений в менталитете и традициях деловой культуры.
- В существующих теоретических исследованиях задачи управления активами рассредоточены по направлениям деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная) и по отдельным элементам активов, преобладает ситуационное управление отдельными объектами активов. В этих условиях отсутствует единая программа управления активами; прослеживаются противоречия между задачами по управлению активами и способами их решения в разных функциональных сферах корпоративного управления; наблюдается несогласованность задач по улучшению использования активов со стратегическими целями и зависимость процесса управления от текущей ситуации во внешней и внутренней среде.
- Не только в теории, но и в российской практике в настоящее время не сформирован интегрированный подход к управлению активами. В этой области накоплен определенный опыт в крупных коммерческих структурах, однако он не носит системный характер и в большинстве своем представляет собой разрозненные мероприятия. Из трех моделей поведения менеджеров в отношении активов (1 - игнорирование необходимости управления активами; 2 - текущий мониторинг и оперативное вмешательство по принципу «посмотрим, что получилось, возможно, что-нибудь надо изменить»; 3 - стратегическое планирование и управление активами) в малом и среднем бизнесе практически повсеместно распространены первая и вторая модели.
- Важным фактором управления активами за рубежом является поддержание конкурентоспособного уровня прибыли на активы и на капитал. Это означает, что из совокупности показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности особое внимание на внутрихозяйственном уровне уделяется экономической (отношение прибыли к сумме активов) и финансовой (отношение прибыли к размеру собственного капитала) рентабельности. Однако в российской действительности этим показателям должного внимания не уделяется. Эффективность использования активов в большинстве хозяйствующих субъектов на регулярной основе не отслеживается. В условиях ограниченного контроля за эффективностью использования активов практически невозможно принятие адекватных управленческих решений.
- Весьма проблемной областью в управлении активами является невозможность использования основополагающего принципа этой подсистемы внутрифирменного менеджмента - работа в границах имеющихся ресурсов. Это объясняется отличием российского стандарта от МСФО. Так, в МСФО к активам относятся ресурсы, контролируемые организацией. В России таковыми являются права и имущественные ценности, принадлежащие хозяйствующему субъекту. В результате значительная часть активов отечественных компаний не отражена в учете и отчетности. Из-за недооценки имущества подавляющего большинства отечественных компаний рыночная стоимость их активов, как правило, в разы отличается от балансовой стоимости.
- В России не только отсутствует механизм финансового управления активами, но и усложнены отдельные трансакции с активами в рамках существующего учетного, налогового, оценочного законодательства. Действующий порядок признания и оценки нематериальных активов в целом и бренда в частности делает практически бессмысленным их использование в налоговом учете. Правовые регламенты «вытесняют» эти объекты активов в область управленческого учета.
- Понятие «бренд» - распространенный и признанный во всем мире вид нематериального актива - в российских правовых регламентах отсутствует вовсе. Это свидетельствует о полном игнорировании юристами, бухгалтерами, оценщиками сложившихся в мире реалий и практически не позволяет управленцам активно работать с этим видом актива.
- Нематериальные активы, как важная составляющая имущества предприятий, проблемны в России не только с позиции учетных процедур, но в плане правовой защиты. Эта область в российском правовом пространстве создает возможность легальной деятельности профессиональных «перехватчиков» товарных знаков, от которых не защищены ни иностранные, ни отечественные владельцы патентов, марок, брендов. Даже в случае защиты исключительных прав в Палате по патентным спорам Роспатента, Федеральной антимонопольной службе и/или суде определить ущерб в результате нарушения прав на интеллектуальную собственность и тем более взыскать его, как правило, не удается.
Еще статьи по экономике
Стратегия развития Республики Дагестан
Актуальность темы исследования.
Современные российские экономические преобразования проходят сложные
трансформационные изменения, целью которых является построение
конкурен ...
Исследование хозяйства ЗАО Куликовское на основе экономико-статистического анализа себестоимости
В данной курсовой работе изучено хозяйство ЗАО "Куликовское" Калачиснкого района. Изучение данного хозяйства происходит на основе анализа себестоимости зерна.
Зерновые являютс ...
Мероприятия по совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия
В
современных условиях, в процессе возрастания конкурентной борьбы между
предприятиями, все более актуализуется проблема управления товарооборотом
торгового предприятия, и ее ...