Направления оптимизации структуры оборотных средств и совершенствования управления дебиторской задолженностью ООО «Стройтехмаркет»
В любой момент времени компания характеризуется тем или иным состоянием дебиторской задолженности, а также рядом параметров, среди которых можно выделить:
· количество дебиторов;
· сумма дебиторской задолженности в целом и по отдельным дебиторам в частности;
· планируемый срок погашения дебиторской задолженности должниками и его характеристика в плане своевременности производимых выплат;
· вероятность и суммы безнадежных долгов.
Непосредственные данные о том, какую задолженность имеет каждый конкретный дебитор и в какой срок она будет им погашена, а также величина безнадежных долгов представляют собой первоочередную базу для выработки политики управления оборотными средствами в области управления дебиторской задолженностью. Речь идет о том, что формируется определенная картина того, каким будет предстоящий поток платежей, который будет определяющим при планировании деятельности.
Вместе с тем, простое наблюдение за состоянием задолженности дебиторов не дает еще возможности выработки эффективных мер по ускорению ее оборачиваемости, особенно в тех случаях, когда число дебиторов предприятия довольно значительно. Однако, это не означает, что наиболее доступная информация о дебиторах не может служить основой выработки определенных мер по повышению эффективности использования оборотных средств.
Для того чтобы наиболее доступная информация о дебиторах (сумма задолженности, срок погашения, просроченность и т.п.) играла более значительную роль, необходимо углубить этот анализ. Предлагаем использовать несколько методов, которые являются универсальными и применимы в различных научных областях: АВС-метод и кластерный анализ.
Являясь наиболее простым методом, АВС-метод не ограничивает свое возможное применение областью управления запасами товарно-материальных ценностей, и он может быть распространен на изучение дебиторской задолженности .
Согласно АВС-методу всех дебиторов ООО «Стройтехмаркет» предлагается разделить на три категории по степени важности отдельных их характеристик. В качестве демонстрации метода используем список дебиторов по состоянию на 1 января 2011 года (приложение В).
В качестве основной характеристики дебиторов, одним из факторов АВС-метода, выступает величина дебиторской задолженности в денежном исчислении. Общая величина задолженности на последнюю анализируемую дату составляет 4 381 тыс. руб.
Сгруппируем всех дебиторов в порядке убывания величины их задолженности. В полученном списке выделим следующие группы дебиторов:
категория А - 2 дебитора, задолженность которых составляет 9,7% и 9,3% соответственно от общей величины задолженности (426 тыс. руб. и 408 тыс. руб. соответственно);
категория В - 12 дебиторов, величина задолженности которых составляет 37,71% от общей величины, составляя 1652 т. руб.;
категория С - все остальные дебиторы, удельный вес дебиторской задолженности которых составляет 43,23% (таблица 19).
В категорию А попадают два наиболее крупных дебитора компании ООО «Стройтехмаркет».
Выделение в категорию В дебиторов продиктовано значением их удельных весов, разброс которых составляет: 1,25-8,33%. Всего отнесено к данной категории 12 дебиторов.
Таблица 19 - Группировка дебиторов по категориям АВС-метода
Наименование компании-дебитора |
Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Категория |
Совокупный процент по группе |
ОАО «Латненский машиностроительный завод» |
426,7 |
9,74 |
А |
19,06 |
ОАО «Новоространс» |
408,3 |
9,32 |
А | |
ЗАО «Маяк», |
365,4 |
8,34 |
В |
37,71 |
ПО «Берег», |
272,9 |
6,23 |
В | |
ЗАО «Промвентиляци» |
184,4 |
4,21 |
В | |
ТОО «Алтей», |
163,8 |
3,74 |
В | |
ЗАО «Юкос-Сервис» |
120,5 |
2,75 |
В | |
ЗАО «Ракурс», |
93,8 |
2,14 |
В | |
ООО «Фоктореал Брукс» |
92,4 |
2,11 |
В | |
МУП Теплосеть |
81,5 |
1,86 |
В | |
Электротехническая компания «Спектр» |
79,3 |
1,81 |
В | |
ОАО «ПНТЗ», |
77,1 |
1,76 |
В | |
ОАО «Ратеп» |
66,2 |
1,51 |
В | |
Завод «Теплоагрегат» |
54,8 |
1,25 |
В | |
ООО «Фирма Алюмина»; |
49,9 |
1,14 |
С |
43,23 |
ООО «Централ», |
49,1 |
1,12 |
С | |
ООО «Штамп», |
43,8 |
1,00 |
С | |
ОАО «Химпром» |
45,1 |
1,03 |
С | |
ЗАО «МНБК», |
37,2 |
0,85 |
С | |
ОАО «ГКМФ» |
34,6 |
0,79 | ||
ОАО «Кубаньмашторг» |
34,2 |
0,78 |
С | |
ЗАО «Мострансгаз» |
29,8 |
0,68 |
С | |
ОАО «Трансмаш», |
29,8 |
0,68 |
С | |
ООО «Вектор-Нова» |
26,3 |
0,60 |
С | |
МЗ ВЦМ ЗАО г. Адлер |
25,4 |
0,58 |
С | |
ООО «Гардарика+» |
20,6 |
0,47 |
С | |
ООО «Электрон», |
22,3 |
0,51 |
С | |
Прочие |
1444,9 |
32,98 |
С | |
ИТОГО |
4381,0 |
100 |
100 |
Еще статьи по экономике
Увеличение существующей мощности предприятия ЗАО Волжский дизель имени Маминых
проект предприятие товар рынок сбыт
Настоящий
бизнес-план посвящен обоснованию эффективности инвестиционного проекта,
направленного на увеличение существующей мощности предприят ...
Технико-экономическое обоснование бизнес-плана
Основная цель создания производственного предприятия - это получение
прибыли. Для функционирования и получения прибыли любого предприятия необходимо
наличие совокупности матери ...
Мероприятия по совершенствованию управления товарооборотом торгового предприятия
В
современных условиях, в процессе возрастания конкурентной борьбы между
предприятиями, все более актуализуется проблема управления товарооборотом
торгового предприятия, и ее ...