Проблемы повышения конкурентоспособности Волгоградской области
Одним из основных факторов, определяющих конкурентные позиции регионов, выступает уровень развития институциональной среды. Повышение качества институциональной среды способствует формированию и реализации региональных конкурентных преимуществ, так как в значительной степени позволяет снизить трансакционные издержки и повысить эффективность хозяйственной деятельности. В долгосрочной перспективе конкурентоспособность регионов должна определяться способностью общественных и рыночных институтов создавать эффективные механизмы для постоянного развития и совершенствования региональных конкурентных преимуществ.
Конкретную оценку конкурентоспособности региона, применительно к российским условиям, мы в данной работе рассмотрели на примере Волгоградской области. Область является одним из регионов - доноров российской экономики и, как следствие, определяет конкурентоспособность страны в целом. Волгоградская область по такому параметру конкурентоспособности, как высокое качество развития и устойчивость текущего положения попадает в число лидеров российских регионов. Вместе с тем, имеются и значительные неиспользованные возможности. Выполнение в полном объеме всех вышеописанных мероприятий должно существенно повысить конкурентоспособность Волгоградской области, как одного из передовых регионов России.
В заключение подчеркнем, что концепция конкурентоспособности должна выстраиваться во взаимосбалансированности всех принципов социально-экономического развития региона. Хотя экономический аспект конкурентоспособности является ведущим и определяющим, такие составляющие, как территориальная (географическая), эколого-природная, социальная и т.п., должны быть обязательно учтены при её построении.
Приложение 1
Рис. 1. Иерархия уровней конкурентоспособности в зависимости от объекта исследования
Источник: Печаткин В.В., Перфилов В.А. Теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности регионов России // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 286.
Рис. 2. Взаимосвязь конкурентоспособности региона, механизма ценообразования и регионального рынка
Источник: Дулесов А.Н., Краснов Г.И. Маркетинговые подходы к оценке конкурентоспособности регионов // Научные труды Вольного экономического общества России. 2010. Т. 130. С. 327.
Приложение 2
Рис. 3. Теоретическая модель конкурентоспособности региона
Источник: Дулесов А.Н., Краснов Г.И. Указ. статья. С. 328.
Рис. 4. Составляющие конкурентоспособности региона
Источник: Дулесов А.Н., Краснов Г.И. Указ. статья. С. 328.
Приложение 3
- Cn - российские регионы; О - основные зоны российской конкуренции: 1- тотальная; 2- сильная; 3- средняя; 4- слабая.
Еще статьи по экономике
Лидеры мирового бизнеса (на примере компании BMW)
Корпорация BMW, начавшаяся с маленького авиамоторного завода, производит
свою продукцию на пяти заводах в Германии и двадцати двух дочерних предприятиях,
разбросанных по всему ...
Интеллектуальная форма собственности
Экономический
оборот современного общества невозможно представить без объектов
интеллектуальной собственности. В современном мире значимость нематериальных
активов и важнейшей ...
Кафе быстрого обслуживания Подкрепись
Тема
бизнес-планирования одинаково важна как для тех, кто только собирается
создавать новое предприятие, так и для тех, кто уже не новичок в бизнесе,
однако хочет расширить ег ...
