Проблемы повышения конкурентоспособности Волгоградской области
Одним из основных факторов, определяющих конкурентные позиции регионов, выступает уровень развития институциональной среды. Повышение качества институциональной среды способствует формированию и реализации региональных конкурентных преимуществ, так как в значительной степени позволяет снизить трансакционные издержки и повысить эффективность хозяйственной деятельности. В долгосрочной перспективе конкурентоспособность регионов должна определяться способностью общественных и рыночных институтов создавать эффективные механизмы для постоянного развития и совершенствования региональных конкурентных преимуществ.
Конкретную оценку конкурентоспособности региона, применительно к российским условиям, мы в данной работе рассмотрели на примере Волгоградской области. Область является одним из регионов - доноров российской экономики и, как следствие, определяет конкурентоспособность страны в целом. Волгоградская область по такому параметру конкурентоспособности, как высокое качество развития и устойчивость текущего положения попадает в число лидеров российских регионов. Вместе с тем, имеются и значительные неиспользованные возможности. Выполнение в полном объеме всех вышеописанных мероприятий должно существенно повысить конкурентоспособность Волгоградской области, как одного из передовых регионов России.
В заключение подчеркнем, что концепция конкурентоспособности должна выстраиваться во взаимосбалансированности всех принципов социально-экономического развития региона. Хотя экономический аспект конкурентоспособности является ведущим и определяющим, такие составляющие, как территориальная (географическая), эколого-природная, социальная и т.п., должны быть обязательно учтены при её построении.
Приложение 1
Рис. 1. Иерархия уровней конкурентоспособности в зависимости от объекта исследования
Источник: Печаткин В.В., Перфилов В.А. Теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности регионов России // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. С. 286.
Рис. 2. Взаимосвязь конкурентоспособности региона, механизма ценообразования и регионального рынка
Источник: Дулесов А.Н., Краснов Г.И. Маркетинговые подходы к оценке конкурентоспособности регионов // Научные труды Вольного экономического общества России. 2010. Т. 130. С. 327.
Приложение 2
Рис. 3. Теоретическая модель конкурентоспособности региона
Источник: Дулесов А.Н., Краснов Г.И. Указ. статья. С. 328.
Рис. 4. Составляющие конкурентоспособности региона
Источник: Дулесов А.Н., Краснов Г.И. Указ. статья. С. 328.
Приложение 3
- Cn - российские регионы; О - основные зоны российской конкуренции: 1- тотальная; 2- сильная; 3- средняя; 4- слабая.
Еще статьи по экономике
Теория экономического анализа
Принятие решения по инвестиционным проектам
В основе процесса принятия управленческих решений инвестиционного
характера лежит оценка и сравнение объема предполагаемых инвести ...
Увеличение существующей мощности предприятия ЗАО Волжский дизель имени Маминых
проект предприятие товар рынок сбыт
Настоящий
бизнес-план посвящен обоснованию эффективности инвестиционного проекта,
направленного на увеличение существующей мощности предприят ...
Использование основных фондов на ОАО Гурьевский пищекомбинат
Формирование инновационной экономики на современном этапе развития
становится необходимым условием для перехода к прогрессивным структурно-технологическим
и организационным фор ...